Странник с глазами цвета зимнего неба и душой, насквозь пропахшей дорожной пылью. Той, что он сам придумал и создал из порванных струн. Той, на которой играет каждый пролетающий мимо ветер.
У нас сегодня на работе завязалась обсуждение Ведьмака. Обсуждали всякое-разное парни, и больше об игре, чем о книгах, но поскольку выиграй я не играла я вспомнила только книги.
А поскольку работы было явно меньше чем обычно, вместо того чтобы разгребать пустую почту, я продолжила думать о книгах дальше. Ну в общем всё как бывает обычно у Бродяги: мысль за мысль, слово за слово и пришла ко мне странная идея. Вот все говорят что в мире фэнтези, такого прям фэнтези фэнтези, которое must read, есть два титана:Толкиен со своим Властелином колец и Сапковский c Ведьмаком.
И пришло мне в голову одно интересное сравнение.
Эльфы.
И у Толкиена и у Сапковского в повествовании есть эльфы.
Я не знаю, из какого источника черпают вдохновение метры, но мне в голову пришла идея. Эльфы - это улучшенная версия людей Эльфы - это то что мы могли бы достичь если бы нас не ограничивала продолжительность жизни.
И тогда Толкиен - оптимист. Он верит, что чем дольше живет человек, тем ярче в нём проявляются его лучшие качества.
А Сапковский - то ли пессимист, то ли реалист. Он словно говорит, что чем дольше человек проживет чем ярче в нём проявится всё то чего мы не хотим себе видеть.
Эльфы Толкиена прекрасны, эльфы Сапковского вызавают неприязнь.
Но певые настолько недостижимо прекрасны, а вторые порой настолько по-человечески понятны,что мысли в голове унять почти невозможно.
А поскольку работы было явно меньше чем обычно, вместо того чтобы разгребать пустую почту, я продолжила думать о книгах дальше. Ну в общем всё как бывает обычно у Бродяги: мысль за мысль, слово за слово и пришла ко мне странная идея. Вот все говорят что в мире фэнтези, такого прям фэнтези фэнтези, которое must read, есть два титана:Толкиен со своим Властелином колец и Сапковский c Ведьмаком.
И пришло мне в голову одно интересное сравнение.
Эльфы.
И у Толкиена и у Сапковского в повествовании есть эльфы.
Я не знаю, из какого источника черпают вдохновение метры, но мне в голову пришла идея. Эльфы - это улучшенная версия людей Эльфы - это то что мы могли бы достичь если бы нас не ограничивала продолжительность жизни.
И тогда Толкиен - оптимист. Он верит, что чем дольше живет человек, тем ярче в нём проявляются его лучшие качества.
А Сапковский - то ли пессимист, то ли реалист. Он словно говорит, что чем дольше человек проживет чем ярче в нём проявится всё то чего мы не хотим себе видеть.
Эльфы Толкиена прекрасны, эльфы Сапковского вызавают неприязнь.
Но певые настолько недостижимо прекрасны, а вторые порой настолько по-человечески понятны,что мысли в голове унять почти невозможно.
И правда, пан Сапковский пессимист или реалист, вот только на главных героев этого поста взгляд другой и неприязнь скорее вызывают кметы. У Толкина люди..благороднее что ли в общем сравнении. Не сравниться с кровавой баней "Ведьмака".
По существу эльфов в мире Сапковского сгубило собственное высокомерие. Они проигнорировали появившихся на Континенте людей. А от чего в принципе им принижать себя? И были ли они хуже эльфов профессора изначально? К тому времени они контролировали Континент уже 900 лет, построили прекрасную и утонченную культуру, многие эльфы чрезвычайно могущественные маги, а рефлексы и стойкость делают эльфских лучников лучшими на Континенте.
И тут пришли люди. Не придав значимости угрозе, эльфы ее не только проигнорировали, но и помогли людям. Собственное величие уступило человеческой жажде власти и контроля над всем.
Что в итоге привело к резне в Лок Муинне, когда, перебив всех эльфов, невзирая на возраст и пол, развязали тем самым войну между эльфами и людьми.
В течении четырех сотен лет свободные эльфы терпели лишения и голодали в Синих горах, а оседлые эльфы живя в гетто преследовались и подвергались притеснениям в человеческих городах. Шанс на лучшую жизнь, во время войн на стороне Нильфгаарда привел к тому, что партизанские отряды белок объявили бандитами, и множество молодых эльфов не смогли вступить на землю Дол Блатанна.
И вроде как дело не в расе, но как говаривал скоятаэльский командир " Но война идёт именно из за неё! У нас острые уши, у вас – округлые. Мы живём долго, но нас немного. Вы плодитесь как кролики, да на счастье быстро дохнете. Каждый пытается доказать, что его уши лучше. И ради этого люди и эльфы режут друг друга четыре сотни лет".
Только эльфы Сапковского живут в краю совсем не похожем на край Толкина. Они загнаны в угол, заперты в ловушку человеческой ненависти к тому, кто от них отличается. И в отличие от мира профессора у них нет выбора - прекрасной страны на западе, куда они могут уплыть, посчитав, что их время подошло к концу, или устав от мучений земной жизни. И единственное место, куда они могут сбежать, это могила.
Рано или поздно люди уничтожат одного за другим всех Aen Seidhe, всех краснолюдов и гномов, а потом они начнут убивать друг друга. Они продолжат убивать друг друга, пока не останется один - самый сильный из них. Через тысячу лет тупой человеческий варвар взберётся на груду костей, сядет и провозгласит: «Я победил».
И если мир Профессора больше похож на прекрасную сказку, то пан Сапковский описал как-то до жути похожую на нас реальность.
А в каком мире заслуживаем жить мы?
В конце концов Профессор и писал детскую сказку. Добрую сказку, где бок о бок уживаются эльфы, люди и гномы, где всем хватает земли и еды, и единственное зло, оно откровенное внешнее Зло, а не внутренняя резня.
Я обе саги читала очень давно, и взгляд мой чертовски не объективен, да и забыто уже не мало, но кажется, Толкиен почти не показал нам людей-крестьян. Были всадники Рохана, короли прошлого, что получили кольца и какие-то абстрактные люди, пострадавшие от рук Саурона.
А у Сапковского люди — основа мира. Они везде. В каждом городе, в каждой деревне, в центре каждой войны.
Отправлено из приложения Diary.ru для Android